Вода имеет отношение больше к доходам, благополучию.
Земля — к работе, трудности и легкости самой жизни.
Воздух,
атмосфера — больше к посторонним обстоятельствам относятся,
благоприятствующим или неблагоприятствующим и т.д. Если сообразить, что
Земля — это то, что у нас под ногами, наша опора, вера (недаром говорят:
потерять почву под ногами);
Воздух — это то, чем мы дышим, чего
нам не хватает порой, это общее состояние вокруг нас (ведь говорят же,
мол, он задыхался в атмосфере своей семьи, жизни...);
Вода — это
благоприятствование, благополучие, освобождение (умыть руки), это общий
ход наших дел (говорят же — плыть по течению);
Небо — это
место, куда мы обращаем свои взоры, надежды, откуда нам может
"засветить", как мы говорим в обычной речи... вот, если сообразить такое
перенесение сонного пейзажа и географии в жизненный наш план, то сразу
многое проясняется при толковании.
Засветило во сне — засветит
наяву. Во сне горы — препятствие, а и наяву нелегко на них забраться.
Место во сне может быть в связи и по поводу происходящего, скажем, сон
про отношения мужа и жены. Оба находятся в таком-то месте. Это может
означать, что их отношения, выяснение оных зависит от дел, связанных с
этим местом. Либо дела, имеющие отношения к снящемуся месту, служат
поводом для всего прочего (ссоры, развода, примирения и тому подобное).
Вид
прояснился во сне — прояснились отношения или обстоятельства наяву. В
особенности, в сне мужском, вид простирающийся налево — может означать
любовницу и отношения с ней, а направо — жену.
Вид, красота или
уродливость Места, вида, обстановки во сне — это сопряженные с нами
благоприятствование или неблагополучие, связанные с нашими личными и
прочими делами, с нашими устремлениями и надеждами. Это в огромной
степени наше душевное состояние с одной стороны и указание на будущее
соблаговоление, скажем, в делах (забил фонтан чистой воды) или в личном
(красивый, очень ухоженный вид — к красивой жене и замечательной
семейной жизни). Место — это наши возможности, тогда как фигуры (как мы
увидим в следующих главках) — это указание пути, может быть, намек на
то, как этими возможностями пользоваться...
Место, География во сне —
это жизненный путь, само время. Тут расстояние, как в описаниях
потустороннего мира Эмануэля Сведенборга, играет совсем иной смысл.
Скажем, далекая от нас фигура означает, что с этим человеком или
существом мы далеки друг от друга (переносный смысл становится прямым).
Так и наяву мы говорим, мол, мы так близки, что слов не надо (из песни),
или, в это время он совсем отдалился от семьи, или, они всегда были
бесконечно далеки друг от друга.
Кроме такой роли, расстояние
может означать и просто время: то что нескоро, что требует долгих усилий
— будет во сне располагаться далеко от спящего. Далеко может
располагаться и несбыточное, маловероятное. Скажем, слабая надежда может
быть представлена далеким миражем. Недаром говорят: строить далекие
планы. Во сне это будет отражено буквально.
У великого Данта в
его "Божественной комедии" начало сразу свидетельствует о том, что
действие происходит не в привычной, общеупотребительной Яви, а в мире
грез, снов, видений... "Земную жизнь пройдя до середины я очутился в
сумрачном лесу..." В этой первой фразе имеется все: прожитая жизнь,
неведомое и скверное положение на чужбине (сумрачный лес), в котором
сейчас очутился герой. Далее география описывает при помощи Теснины,
Обрывов, отсутствия пути совершенную безвыходность жизни... И звери, что
появляются,— лишь подчеркивают безысходность, ибо звери — это и
внутренние терзания, и это враги, теснящие поэта...
ВПЕРЕДИ — это
Будущее или Надежда, это Желанное либо то, чего боится человек, если
впереди простирается вид сумрачный и пугающий. Далеко — через Долгое
Время. Нескорое осуществление или слабая надежда...
ПОЗАДИ —
Прошлое, либо то, от него хотелось бы избавиться в Настоящем...
Удивительно, что в сказках и мифах, вспомните миф об Орфее и Эвридике,
герою нельзя оглядываться назад... : Во многих магических ритуалах тоже
нельзя оборачиваться, скажем, в ритуале изготовления привораживающей
лягуша-. чьей косточки, после того, как засунул лягушку в муравейник
(см. Русское Чернокнижие) надо бежать по лунной дорожке и Ни В Коем
Случае Не Оглядываться. Оглянешься — все дело будет испорчено или
косточка получится с однобокой силой.
С точки зрения Сновидений и
Снотолкования этот запрет на Оглядывание приобретает еще одно
удивительное объяснение: дело в том, что в сонниках нет значения для
"Оборотиться", "Оглянуться"... В снах, по-видимому, вообще невозможно
это сделать, ни повернуться назад, ни оборотиться, ни оглянуться. Как с
морганием: практически, моргнуть во сне — невозможно... Оборотиться или
Оглянуться во сне — это все равно что заглянуть в наши предыдущие жизни,
вспомнить предыдущие воплощения. Потому что Оглянуться (во сне)
означает вспомнить... Недаром наяву говорят: ты, мол, лучше, кума, на
себя оборотись. Вспомнить Себя напрямую, как известно, — не простое
дело, потому, видать, так трудно оглянуться, если вообще возможно (в
снах), и опасно. Ведь стоит обернуться и Любимая (Эвридика) исчезнет,
потому что Позади (во сне) — Загробный мир. В тех редких снах, когда мы
вспоминаем Себя и не просыпаемся при этом, если вам удастся, попробуйте
Оборотиться назад и поглядеть, что там за спиной, — вы многое узнаете о
том, что вас ждет впереди. Недаром по соннику Спина — это наша старость
(одно из значений), то, что будет с нами к старости, т.е. в будущем.
ВВЕРХУ
— располагается Судьба, Милость ниспосланная, Удача, Жребий — все, что
составляет Ниспосланное нам Свыше. А также Мечта, Прошение о счастье,
любви — все за чем мы обращаемся к Небу... Впрочем, это могут быть и
наши жалобы и проклятья. Все самые замечательные Знаки в сновиденьях
располагаются Вверху: Звезды, Солнце, Ясное Небо, Лучи Света... Но там
же и тучи, дождь, град...
ВНИЗУ и ВОКРУГ (близко) — это
конкретность жизни и та "почва", на которой мы "твердо" или не очень
"твердо" Стоим. Вокруг — наше сиюминутное положение, благоприятное или
неблагоприятное отношение к нам жизни и складывающихся в пейзаже, его
деталях — обстоятельств жизни... Скажем, происходит землетрясение, и все
горы, холмы — все выравнивается, превращаясь в бесконечную равнину...
Землетрясение — это очень большие перемены, причем связанные с какими-то
политическими потрясениями, отраженными в судьбе Спящего, Равнина —
ожидание... Сон означает, что надо ждать перемен, а с другой стороны,
после перемен еще ничто не разрешится в судьбе, исчезнут лишь
препятствия, и потребуется длительное Ожидание, надо набраться
терпения...
ВОЗДУХ, ВОДА и ОГОНЬ — это стихии, выражающие
благоприятствие или помеху... Главное в стихиях — чистота и благость,
покой. Чем Чище стихии — тем лучше... Пусть Земля будет ухожена, вид
красивый, сухо, чисто... Противоположное — пыль, грязь, комья,
выступающая вода под ногами, болото, лес дремучий... Вода — должна быть
прозрачной спокойной, течь струйками, бить фонтанчиками или
родничками... Мутная, грязная, захлестывающая, заливающая все вокруг,
уносящая...— такая вода не к добру. Воздух — прозрачный, ровно дующий
ветром, ясный, несет в себе благоприятствие в отличие от клубящегося,
вращающегося вихрями, рвущегося порывами ветра... То же и с небом,
Тучами, Дождем и градом Снегом... Здесь все как в жизни, наяву, чем
красивей вид, легче атмосфера, прозрачней и чище воды и воздух, — тем
благоприятней сновиденье. Что наяву нас радует, во сне —
благоприятствует, обещает.
Огонь — стихия очень сильная и
опасная. Это и радость и страсть, богатство и вести, но это и лихорадка,
дурная слава, пороки, которые нам жгут сердце, сжигают нас вместе со
страстями и неутоленными надеждами... Это тлеющая ненависть или зависть,
Очень важно откуда огонь, в чем выражен: будь то факел, горящий дом,
зарево на горизонте или горящая на нас одежда, ноги, руки, тело, огни
свечи или дальних фонарей — все это имеет свой отчетливый
снотолковательный смысл.
Здесь уместно отметить различие меж
мужским и женским значением одного и того же в сновидениях. Пейзаж для
мужчины во сне — это может быть женщина, жена, общее положение дел,
отношения к нему... Для женщины пейзаж — это прежде всего она сама, ее
чувства и ее отношение к происходящему. В особенности это различие
становится важным в мужских и женских сновидениях, когда речь идет о
культурной географии, постройках, помещениях, дорогах и прочее... Звезды
Светят всем одной и той же надеждой на любовь, счастье, устройство... А
вот Дом, сарай, плетень или клумба, баня и тому подобное — для мужчины и
женщины могут означать разное. Ибо мужчина — он созидатель, творец,
который Строит свою жизнь, свой дом, сиречь положение, место под
солнцем, отношения с предками.
Женщина — хозяйка дома, очага. Не она,
ее любимый должен построить дом, жизнь, дать ей место под солнцем,
ввести царицу во дворец (в традиционном смысле). Мужчина — стрела,,
движение проникновение сквозь (грязь, в том числе), а после — победа,
власть над страстями, очищение и возвышение... Женщина — пруд, источник и
сама жизнь. Ее цель, как второго полюса мироздания, не достичь, а
Сохранить достигнутое. Вот почему во все века чистота и целомудрие
женщины всегда так ценились (и в наше время, похоже, ценность сия
возвращается). Ибо целомудрие, чистота — суть проба сохранности уже
достигнутого: Хранительница не растратила своих богатств и щедрот, не
разменяла драгоценные перстни на мелкие монеты нижней жизни.
По
этой идее различия меж полюсами жизни, Дом для мужчины — это его
положение, его дворец, достижение (его и его предков), его душа, в
смысле осуществления надежд и чаяний...
Для женщины дом — это
личная жизнь, в которой она царствует, это она сама, ее чрево, ее
отношения в личном, интимном. А все что происходит в доме — это Ее нужда
в Личном.
Конечно и для мужчины дом может означать отношения
личные, дружественные. Скажем, видеть старинный дом, но не свей
собственный, не ваш настоящий в жизни (если имеется таковой) — может
означать весть от давно утраченного старинного друга, знакомого... Тогда
как для женщины тот же дом будет означать давнишнюю связь, которая
вдруг оживится; либо, напротив того, (если незнакомый дом) теперешняя,
давняя связь как бы подошла к концу, исчерпала себя (отношения перестали
быть привычными, и дом стал незнакомым, чужим).
Если рушится дом
и если разрушение не принесло вам, не причинило вреда, и сами вы
спаслись, и кого-то спасли, утешили — все это означает полные изменения в
жизни, которые будут хорошими. Однако, для мужчины эти изменения скорей
будут относиться к устройству дел, к его положению, карьере, а для
женщины — к ее отношениям с кем-то, которые закончатся для нее к
лучшему...
Город, именно город или культурное поселение, могут
являть во сне нас самих, наш внутренний сложноустроенный мир. Тогда идти
по улице или улицам будет означать Движение наше внутри себя, принятие
решений и движение жизненного смысла, понимания. Скажем, красный свет в
таком повороте послужит предупреждением против наших попыток
продвинуться во внутреннем движении дальше пределов, что нам доступны;
запрет на внутреннее решение или соблазн, либо попытку проникнуть в те
области внутреннего знания (смысла), которые нам вредны или
несвоевременны...
Такой вид города во сне в особенности к нам
относится во времена сложных решений, Внутреннего Разброда и
неуверенности. Тут в темных улицах нам будут попадаться неясные,
угрожающие фигуры, наши попытки выбраться из "плохих" мест будут
отражать нужду в принятии твердых решений наяву; опасность,
сопровождающая наши блуждания внутри такого Города — Себя, прежде всего
говорит об опасности длить неопределенность наяву, тянуть с принятием
решения.
Город, где родился, хорошо знакомый, может обозначать еще
наше здоровье, скажем, в центре города снится болото. В этом случае
болото — болезнь или беда.
Кроме прочего сами постройки и помещения,
мероприятия — все это воплощение наших Устремлений либо людей и
отношений с ними. Театр — устремление к славе, признанию, но театр может
быть женщиной — актрисой (в мужском сне). Сцена — обман или
разоблачение... Дворцы — мечта об иной судьбе или ином человеке (для
женщины), в сравнении с тем, что есть... Интересно, что дома, помещения,
которые снятся в особенности женщинам, означают зачастую ее (его)
интимные с кем-то отношения, идею этих отношений. Скажем, незнакомый
дом, как уже говорилось, может означать отчуждение, завершение
отношений. Обычно человек, о котором идет речь, где-то там присутствует,
в одной из комнат... Если такого не имеется в женском сне, то помещение
обычно относится к ее желанию быть признанной и принятой в неком
обществе в связи с каким-то человеком или каким-то ее образом жизни...
Снимать
квартиру означает зачастую новую любовь (для мужчины); находиться в
незнакомой — какие-то отношения, уже законченные, но не завершенные
(быть может возврат отношений, "отрыжка" с той (тем), кто там находится в
этой квартире)!
Страна во сне — страна волшебная: это мир наших
надежд, иллюзий, близких и далеких планов — воплощенных в образах места,
пейзажа, картинах неба вдали и вблизи.
Одновременно этот
простирающийся перед взором мир — суть реальное положение вещей, общая
атмосфера нашей дневной жизни, ее враждебность, предательство и т.д. —
выраженная стихиями сновиденья, грязью, обветшалостью строений или
неприятностью чуждостью места...
Стихии (пересеченная, трудная
для преодоления местность; наводнение; ветры; либо: ровный путь, светлая
река, ласковый ветер, ясный огонь...) могут означать силы
препятствующие или сопутствующие в осуществлении дневных планов. И могут
означать нашу логику, наше выстроенное мнение в отношении того, как
наяву Должно все идти! В последнем случае стихия во сне нас часто
разочаровывает: ласковый ветерок вдруг дохнет в лицо дурным запахом, на
широкой спокойно текущей реке обнаружится перекат с мелкой грязной водой
и т.п. Лучше пусть будет во сне бурная стихия, но не приносящая вреда
спящему, нежели ласковая стихия, но с изъяном.
Возвращаясь к
стихиям и общей географии сна, стоит повторить Дантово начало
Божественной Комедии: Земную жизнь пройдя до середины, я очутился в
сумрачном лесу... Сумрачный лес — неясность, тоска в личном,
романтическом, неведомость в том, как жить дальше в одиночестве на
чужбине...
Почва — это почва под ногами, опасность и безопасность
жизни, наша устойчивость в разных отношениях и положениях, наша
репутация...
Ветер, помимо прочего,— это цели, намерения... Ветер
может быть и ветром Кармы, Судьбы — общего благоприятствования или
сопротивления... Небо, кроме удачи и неудачи, это и предопределения и
предуведомления.
Вода — это еще здоровье (воды жизни, живая вода
и прочее), тайные помыслы (в тихой заводи черти водятся). Это и
осуществление надежд, но в богатстве, любви...
Вода — это наша расточительность, болтливость... и враги, таящиеся в глубинах и наши, нам еще сегодня неведомые помыслы...
Существует,
конечно, еще один смысл стихий во сне — алхимический или магический.
Земля, Вода, Воздух и Огонь — это ведь четыре основных элемента древних,
которые в разных замесах складывают наш характер, наше состояние и
самочувствие и т.д.
Земля — самый тяжелый, самый практичный
элемент, твердый, сухой, холодный и т.д. Это царство гномов, минералов
каменного цветка...
Вода — это прежде всего вода жизни,
судьбинская основа и глубины нашего сознания и забвения (воды Леты), это
обряд очищения и крещения водой.
Воздух — легкость,
подвижность, изящество, непостоянство и превратности; и это — царство
духов-искусителей, воздушных мытарств....
Огонь — знак гордости,
отличий, радости и гнева, сильных чувств, царство саламандр и огненного
посвящения... Из этого сложного сплетения языка нашего и образов этих
стихий, по всей вероятности, и формировались многие значения в Соннике.
Взять хотя бы могилу, в которой мы захоронены во сне, — чем толще над
нами слой земли, тем богаче мы наяву.